Когда возникла письменность в Болгарии.
Начало славяно болгарской письменности и просвещения
Бесспорно неразрывно связано с жизнью и работой Константина и Мефодия. Прежде всего, письменник того времени Черноризский храбрец указывает 855 год, как год создания алфавита. Таким образом в X в в жизнь болгар вошел новый культурный феномен-книга.
Во времена царя Симеона, в том веке, когда возникла письменность
староболгарская книжница достигла своего пика в своем развитии. Потому что в образованной просветительской среде развилась плодотворная деятельность ряда писателей и переводчиков. В результате они прославили Болгарию далеко за ее пределами. Таким образом город Преслав вырос в основном как центр образования и науки для представителей болгарской аристократии. Известно что активное участие в книжной и просветительской жизни принял сам царь Симеон.
Безусловно он проявил особый интерес к литературе с проповедническим и поучительным характером. Разумеется вышедшей из-под пера ранних византийских богословов. В конечном счете под его непосредственным руководством сформировали три переводных сборника смешанного содержания. Первый из них (Священный сборник) содержит 383 статьи. Прежде всего отличаются своим большим тематическим разнообразием-различными знаниями и интерпретациями из области богословия, философии, физики, математики, астрономии, истории .
Также с личным участием царя Симеона составили еще два сборника.
Как видно в них нашли место работы ранневизантийских отцов церкви Василия Великого и Иоанна Златоуста. Наконец-то в Преславе сформировался и переводческий круг эрудированных книжников. Несомненно они внесли свой вклад в лексическое и значимое обогащение болгарского языка. Самое важное, что основное требование перед ними состояло в том, чтобы соблюдать точность смысла. А не буквально отслеживать текст оригинала.
Среди известных книжников Золотого века
конечно же был и епископ Константин Преславский. Прежде всего его самая известная работа — «учительное евангелие»”. Как известно, оно состоит из 51 беседы. В них разъясняются основы христианской веры и морали. Произведение предшествует вводной главе. В ней размещаются две поэтические работы. Первая из них носит название „провозглашение Евангелию”. Вторая — «алфавитная молитва»”. Примечательно, что каждый стих начинается с последовательной буквы славянского алфавита. Таким образом, в конце «учительного Евангелия» Константин Преславский поместил краткую хронику («Историки»). Однозначно эта рукопись считается старейшим историческим трудом в староболгарской книжнице. Также ценным доказательством поэтических даров Константина Преславского является его открытый гимнографический цикл „Битольский триод”. Более того, это староболгарский книжный памятник третьего века.
Еще одним известным писателем из круга преславских книжников был Черноризец Храбрец. Создатель замечательной апологии(текста направленного на защиту славянской письменности). Более известной под названием”За буквы» .
Несомненно литературным языком и аргументами исторического и филологического характера автор защищает дело св. Кирилла и Мефодия. Более того оправдывает право славянских народов на просвещение своего родного языка. Таким образом,проявленная большая эрудиция и начитанность Черноризского храбреца дают основание предположить, что за этим псевдонимом скрывается болгарский царь Симеон.
Наряду с официальной переведенной и оригинальной литературой в Болгарии
в это время начинает распространяться и апокрифическая (тайная) литература. Апокрифы-это рассказы, тесно связанные с событиями ветхого и Нового Заветов. Написанные увлекательно и с широким полетом фантазии, они стремительно удовлетворяли любознательность средневекового человека. Давали ему больше знаний. Безусловно объяснили те вопросы,о которых в официальной религиозной литературе не принято было писать.
В то время болгары были среди немногих народов, которые создавали книги на своем родном языке. Они отвергли догму о том, что освещенными богом были книги написанные на трех языках — греческом, латинском и еврейском. В связи с этим Болгария опередила другие славянские страны. и стала распространителем богатой и разнообразной книжности. А также в последствии вышла за пределы болгарских границ в россию и Сербию.
В 988 году недавно обученная Русская Церковь получила часть
необходимых богослужебных книг из Болгарии. Проникновение староболгарской книжности в Россию и соседнюю Сербию подтверждается наличием многочисленных русских и сербских транскриптов сочинений. написанных в эпоху Золотого века. Вот почему можно с основанием утверждать, что” золотое » время болгарской культуры Х в. выходит за рамки ограниченного. связанного только с историей Болгарии явления. и приобретает гораздо более широкое общеевропейское значение.
Правление царя Симеона ознаменовало одну из вершин в истории средневековой Болгарии
когда она стала не только самым могущественным славянским государством, но и исключительно для своего времени центром книжности и культуры. Внешняя политика Симеона была направлена на дальнейшее возведение и утверждение Болгарии как первостепенного фактора в Юго-Восточной Европе. Надежды византийских правителей на то, что выросший и воспитанный в Константинополе болгарский князь был окончательно завоеван как друг империи, совсем скоро рухнули.