Культура дунайской Болгарии
Безусловно, культура развития дунайской Болгарии это языческий этап строительства староболгарской культуры а также все его памятники и артефакты . Этот этап охватывает время от создания болгарского государства до середины IX в. А также характеризуется силой языческой традиции, с еще неизведанными различиями между праболгарами и славянами. Бесспорно языческие традиции это результат отсутствием собственной письменности в те времена. На данном этапе можно говорить о существовании двух отдельных культур — праболгарской и славянской. Возникших в процессе взаимного проникновения и влияния. Кроме того, в процессе формирования культуры дунайской Болгарии свое место занимает культурное наследие фракийской и римо византийской эпохи.
С языческой стадии до наших дней
Итак, с языческой стадии до наших дней дошли в основном памятники материальной культуры. Разумеется в то время главным культурным центром молодого болгарского государства была Плиска. Ее археологические раскопки показывают, что первые жилища и оборонительные сооружения в городе возникли не позднее начала VIII в . Первоначально дворцовый центр Плиски состоял из деревянных построек. Город был окружен земельным рвом и валом, а оградой служил деревянный забор. Но с конце VIII и начале IX в. Плиске потребовалось монументальное каменное строительство. В результате которого более четко сформировались две части города — внутренняя и внешняя.
Во внутреннем города находилась резиденция хана а также важные хозяйственные и культурные постройки. Город был окружен внушительной каменной стеной, построенной из огромных каменных блоков. В то время как усилением служили круглые и пятиугольные боевые башни. Во внутреннем городе построили Крумов дворец который просуществовал до вторжения императора Никифора I Геника.
После пожара в городе на руинах дворца хан Омуртаг построил еще один, но меньшего размера. Его основная часть представляет тронный зал длиной 52 м и шириной 35 м. В непосредственной близости от него был построен и маленький дворец. Он служил резиденцией болгарских ханов. Доказательством строительных навыков староболгарских архитекторов представляет собой сложная систему отопления, открытая под полом небольшого дворца, а также построенные секретные подземные проходы, которые в случае опасности выводили правителя за пределы крепостной стены внутреннего города.
Важное место в духовной культуре языческой Болгарии
занимают каменные надписи. Некоторые из них свидетельствуют о строительной деятельности на болгарских землях в первой половине Х в., другие отмечают важные битвы и политические события. Найдены надписи на каменном надгробье могил приближенных людей Хана. А также надписи договоров заключаемых с Византией на камне. Большинство из них на греческом языке, который был официальным в канцелярии Хана, но также сохранились фрагменты праболгарского с греческими буквами. Известные надписи, первой половины IX в это хамбарлийская надпись хана Крума, рассказывающая о войнах болгар во Фракии, Чаталарская надпись хана Омуртага, ознаменующая строительство укрепленного аула р. Тича, Тьрновская надпись того же правителя, сообщающего о строительстве дворца р. Дунай, маламирова летопись, надпись хана Пресиан.
Предполагается, что на камне был изначально вырезанный и самый старый летописен праболгарски памятник – „Именник болгарских ханов”. До наших дней он достиг в трех поздних русских записях и, вероятно, не в целом виде. Именинник-это список праболгарских ханов, в которых первые два лица Авитохол и Ирник имеют легендарный характер. Последний упомянутый хан (766), правил всего 40 дней.
Самый впечатляющий скальный рельеф средневековье
Один из самых впечатляющих произведений староболгарского искусства в языческий период, который к тому же не имеет аналогов в ранне средновековой Европе, представляет именно культура дунайской Болгарии. Это скальный рельеф конца с. Мадара. Скальный, 23 метровый рельеф представляет всадника, за которым бежит собака. Под ним изображен лев, проткнутый копьем. В непосредственной близости от рельефа были прочитаны три надписи со времен болгарских ханов Тервела, Кормесия и Омуртага. Около Мадары была самый значительный культовый центр праболгар, о котором свидетельствуют останки открытых языческих капищ. Самая ранняя надпись со времен хана Тервела дает основания сделать вывод, что именно в это время был вырезан Мадарский всадник.