Золотой век культуры Болгарии
Расцвет болгарской культуры Х в.
Прежде всего является естественным результатом неутомимой и плодотворной деятельности в Болгарии. В результате ее возникли книжные центры. Которые находились Плиске и Охриде. Таким образом в них за короткое время сформировали широкий круг образованных людей.Прежде всего их обучили чтению на родном языке. Вследствие этого произошло замечательное явление того времени. Итак, разговорный язык народа также стал его книжным языком.
С тех пор в жизнь болгар вошел новый культурный феномен-книга.
Разумеется она была преподнесена, как незаменимый инструмент для интеллектуального совершенствования. Безусловно уносила в глубинки познания. Следует отметить,что важную роль в дальнейшем развитии самобытной культуры сыграло решение Преславского Собора. Прежде всего староболгарский язык используется в богослужении. Так же для общение в светском обществе и церкви. Примечательно, что устранение иностранного духовенства ограничило политическое и культурное влияние Византии.
Более того, для дальнейшего культурного подъема столицу переместили из Плиски в Преслав.
Во первых, это было сделано чтобы окончательно порвать с языческим прошлым. Во вторых, чтобы создать новый христианский культурный и политический центр. Несомненно чтобы соперничать с Константинополем. Вероятно уверенность царю дали успешные войны против Империи. А также территориальное расширение болгарского государства. Таким образом в конце IX и начале Х в. были созданы все необходимые предпосылки для всестороннего расцвета староболгарской культуры. В результате это проявилось в области архитектуры. Так же изобразительном и книжном искусствах.
Кроме того, строительство Преслава было плодом долгих усилий болгарских архитекторов и строителей.
Поэтому уведомление XI говорит, что царь Симеон строил новую столицу христианской Болгарии на протяжении 28 лет. А еще известно,что до того, как стать столицей, Преслав был прочно укрепленным военным аулом. Так же предполагается, что в нем жил один из ближайших помощников правителя. Преслав напоминает столицу Плиску. С другой стороны существует значительная разница в их площади. В то время как внешний город Плиски охватывает приблизительно 23 кв. км. Внешний город Преслав составляет всего около 5 кв. км.
С другой стороны существуют также различия в системе укрепления.
Так как в Преславе есть две концентрические системы укрепления. Они окружают как внешний, так и внутренний город. В их строительстве были использованы большие разделенные каменные блоки. Они спаивались раствором. Во внутреннем городе гордо вознесся королевский дворец. Его блеск и величие сохранилось в описании староболгарского книжника Иоанна Экзарха. Рядом с дворцом был построен Патриарший комплекс который включал большую Дворцовую Базилику и Патриарший дворец.
Таким образом в густо застроенном внешнем Преславе находится самое большое количество гражданских построек, церквей и монастырских комплексов. В результате этого сформировались районы с различными функциями-политическими, хозяйственными и военными. Так же сильное развитие в Преславе получило церковное строительство. В следствии этого, наряду с традиционным и архаичным базиликальным типом церквей под влиянием соседней Византии появляются крестокупольные церкви.
Золотой век культуры принес понятие «крестокупольная» церковь
Пожалуй, понятие отражает конкретный способ, которым было организовано внутреннее пространство этого типа церквей. В его основе стояли два помещения. Они было ориентированы на запад-Восток и север – юг. И пересекались посередине. А над ним возвышался купол церкви. Крестокупольные церкви заимствовали ряд элементов базилики. Например. прихожая , алтарь, купол. Но отличались большей легкостью и гармонией в пропорциях.
В большинстве случаев преславские церкви были частью монастырских комплексов.
Распологались во внешнем городе или за его крепостными стенами. Найдено 8 таких комплексов. Из которых более известными являются манастирь в Мостиче. Монастырь в Патлейне. Монастырь в Тузлалыке. В монастырском комплексе находится и самый блестящий образец церковной архитектуры Преслава- Круглая церковь. Она также была названа золотой, поскольку предполагается, что ее центральный купол был покрыт золотом.
Одним из замечательных достижений прикладного искусства в эпоху Золотого века является преславская роспись керамики.
Ее возникновение находится в тесной связи со строительством и утверждением Преслава как болгарской столицы. Были найдены несколько керамических мастерских, расположенных в монастырских комплексах. Преславская керамика в основном использовалась для украшения светских и церковных построек. Так же для напольного покрытия. Облицовки стен и каменных карнизов. Инкрустации каменных колонн и капителей.
Чаще всего керамическая плитка была окрашена стилизованными растительными мотивами или различными геометрическими формами. Особенно интересны найденные плитки, на которых каллиграфически написаны тексты кириллицы. Преславская керамика также служила для изготовления иконок. Настоящий шедевр керамической иконописи представляет собой икону св. Теодора Стратилата, найденный около Преслава. Золотой век культуры принес также известных книжников о которых вы можете прочитать в этой статье.